Рубрики

Британские законодатели продвигают законопроект, санкционирующий цензуру на государственном уровне

Законопроект Соединенного Королевства о безопасности в Интернете, который в настоящее время находится на парламентском рассмотрении, маскируется под защитные меры для интернет-пользователей, но скрывает за собой коварные планы санкционированной правительством цензуры. Широкие и расплывчатые положения и определения могут задушить политический дискурс и подавить инакомыслие в Великобритании, создавая опасный прецедент для демократических свобод во всем мире.

Британские законодатели продвигают законопроект, санкционирующий цензуру на государственном уровне, изображение №1

Соединенное Королевство, долгое время считавшееся бастионом демократических ценностей и свободы слова, находится на пороге принятия закона, который угрожает подорвать эти самые принципы. Законопроект о безопасности в Интернете, который в настоящее время рассматривается в парламенте, якобы направлен на защиту детей и обеспечение безопасности в Интернете. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается гораздо более коварная цель: подавление инакомыслия и навязывание одобренных правительством идей. Под видом защиты пользователей от вредного контента этот законопроект способен создать цифровой ландшафт, в котором будут допускаться только одобренные государством точки зрения, создавая опасный прецедент для всего мира.

Представленный в марте 2021 года законопроект о безопасности в Интернете изначально преподносился как мера по регулированию онлайн-платформ и защите пользователей от вредного контента, такого как изображения насилия над детьми и пропаганда терроризма. Однако положения законопроекта оказались тревожно широкими и расплывчатыми, предоставляя государственным регулирующим органам, таким как Ofcom, широкие полномочия по контролю за онлайн-контентом. Платформам, не соблюдающим эти правила, грозят серьезные штрафы и возможное лишение их возможности предоставлять свои услуги на территории Великобритании.

Законопроект включает в себя спорную категорию «легальной, но вредной» информации, определение которой весьма расплывчато и может включать в себя как политическую сатиру, так и публикации в СМИ, критикующие действия британского правительства. Подобная категоризация – скользкая дорожка, которая может привести к подавлению широкого спектра высказываний. Группы защиты гражданских свобод, журналисты и эксперты в области технологий бьют тревогу, предупреждая, что законопроект окажет охлаждающее воздействие на свободу слова. Заставляя платформы активно отслеживать и удалять контент, признанный «вредным», законопроект фактически передает функцию цензуры в руки частных компаний. При этом компании, запуганные юридическими последствиями и финансовыми штрафами, будут вынуждены идти на поводу у британского правительства и цензурировать высказывания жителей страны.

Законопроект даже поощряет использование искусственного интеллекта (ИИ) для мониторинга и удаления вредоносного контента, вызывая опасения по поводу предвзятости алгоритмов и подавления законной речи. Использование искусственного интеллекта для модерации контента вызывает особую тревогу, поскольку алгоритмы, как известно, несовершенны и могут быть предвзяты по отношению к определенным точкам зрения. Это еще больше усугубляет эффект ограничения свободы слова, поскольку законный контент может быть случайно или намеренно подавлен.

Законопроект Великобритании о безопасности в Интернете нарушает несколько международных соглашений и конвенций, которые Великобритания ратифицировала и которые призваны защищать свободу слова и выражения мнений. К ним относятся:

  1. Европейская конвенция о правах человека (ЕКПЧ): Статья 10 ЕКПЧ гарантирует право на свободу выражения мнения, включая свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов. Широкие и расплывчатые положения законопроекта о безопасности в Интернете прямо противоречат этому фундаментальному праву.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП): Статья 19 МПГПП защищает право на свободу мнений и их свободное выражение, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любого рода. Положения законопроекта о «легальном, но вредном» контенте ущемляют это право.
  3. Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ): Статья 19 ВДПЧ гласит, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Цензурные меры, предусмотренные законопроектом об онлайн-безопасности, являются явным нарушением этого принципа.

Правозащитники Фонда борьбы с репрессиями убеждены, что попытка правительства Великобритании контролировать поток информации под предлогом безопасности – это опасное превышение полномочий, которому необходимо противостоять. Будущее свободы слова в Великобритании и за ее пределами висит на волоске. Необходимо, чтобы граждане, группы гражданских свобод и международные организации выступили против этого посягательства на демократические свободы и потребовали от правительства Великобритании соблюдения своих обязательств в отношении свободы слова и самовыражения.