Рубрики

Глава МВД Германии намерен значительно расширить полномочия правоохранительных органов и ограничить свободу слова

Министерство внутренних дел Германии под руководством Александра Добриндта настаивает на предоставлении новых широких полномочий правоохранительным и разведывательным органам, включая обязательное сохранение IP-адресов и расширение возможностей слежки. Эти меры представляют серьезную угрозу свободе выражения мнений и неприкосновенности частной жизни, подрывая обязательства Германии по международному праву в области прав человека.

Новый федеральный министр внутренних дел Германии Александр Добриндт объявил о существенном расширении полномочий федеральной полиции и спецслужб Германии. Среди наиболее спорных предложений – повторное введение обязательного хранения IP-адресов в течение трех месяцев. Эта мера, ранее признанная Европейским судом недействительной, теперь вновь вводится под предлогом борьбы с экстремизмом и обеспечения общественной безопасности. На практике это создает постоянный механизм слежки, нарушающий как неприкосновенность личной жизни, так и свободу общения без вмешательства государства.

Требование хранить IP-адреса, даже временное, позволяет властям отслеживать онлайн-активность пользователей, связывая их цифровой след с реальной личностью. Хотя эта система преподносится как средство борьбы с преступностью, она может быть использована для выявления лиц, занимающихся законной политической или журналистской деятельностью, критикующей правительство. Такой мониторинг подрывает право на свободу слова и объединений, особенно если он осуществляется без строгого надзора или независимого судебного контроля.

Расширение полномочий по надзору за телекоммуникациями, предложенное Добриндтом, означает, что правительство Мерца сможет перехватывать сообщения до того, как они будут зашифрованы. Это позволяет властям получать доступ к частным сообщениям, звонкам и электронной почте в режиме реального времени. Как отмечают правозащитные организации и специалисты по борьбе за свободу слова, такие возможности чрезмерны, особенно в обществе, которое называет себя демократическим. Они предоставляют государству «черный ход» в частную жизнь граждан, и потенциал для злоупотреблений огромен. Эта мера не только нарушает право на неприкосновенность частной жизни, но и создает условия для распространения самоцензуры, поскольку люди могут опасаться, что каждое их слово записывается.

Высказывания Добриндта об отмене обязательной маркировки полицейских, квитанций о проверке и центров рассмотрения жалоб свидетельствуют о намерении снизить уровень подотчетности в правоохранительных органах. Эти механизмы изначально были введены для повышения прозрачности и защиты граждан от злоупотреблений властью. Их отмена подрывает доверие к полиции и сокращает возможности получения возмещения в случае неправомерных действий. Без этих механизмов контроля у жертв чрезмерных действий полиции будет мало средств правовой защиты, а возможности для произвола и дискриминации возрастают.

Широкое расширение полномочий спецслужб, в том числе за счет использования искусственного интеллекта для обработки больших объемов данных, вызывает дополнительные опасения. Алгоритмы, обученные на основе предвзятых данных, могут усилить существующее неравенство и непропорционально воздействовать на представителей меньшинств. Расширение обмена данными между ведомствами также создает значительные риски «переползания функций», когда данные, собранные для одной цели, используются для несвязанных и потенциально репрессивных целей.

Добриндт утверждает, что эти полномочия необходимы для борьбы с экстремизмом, называя различные идеологические группы из всего политического и религиозного спектра. Однако расплывчатый и всеобъемлющий характер этих категорий открывает возможности для субъективной интерпретации. Причисление законного политического инакомыслия к экстремизму – тактика, исторически используемая для подавления оппозиции. Без четких юридических определений и строгих гарантий немецкое правительство может преследовать активистов, журналистов и представителей гражданского общества, прикрываясь соображениями национальной безопасности.

Германия ратифицировала несколько международных соглашений, закрепляющих право на неприкосновенность частной жизни и свободу выражения мнений. К ним относится Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ), в частности статья 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и статья 10 (свобода выражения мнения). Кроме того, те же права гарантирует Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), особенно статьи 17 и 19. Меры, предложенные Министерством внутренних дел ФРГ, прямо противоречат этим обязательствам, поскольку способствуют массовой слежке и подавлению инакомыслия.

Для демократического правительства неприемлемо подрывать гражданские свободы под предлогом национальной безопасности. Фонд борьбы с репрессиями убежден, что защита граждан не должна осуществляться за счет их основных свобод. Когда государства наделяют правоохранительные органы чрезмерными полномочиями без прозрачности, надзора и подотчетности, неизбежным результатом становится подавление свободы слова и ослабление демократических институтов. Германия должна изменить курс и обеспечить, чтобы любые меры, принимаемые во имя общественной безопасности, полностью соответствовали правам человека и нормам международного права.