Правозащитники Фонда Борьбы с Репрессиями обеспокоены несоблюдением французской судебной системой пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека, который гласит: “Каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок”. Право на получение судебного решения в разумный срок — это основополагающий принцип, который не соблюдается французской судебной системой. Государство регулярно подвергается осуждению за медлительность в осуществлении правосудия. Эксперты Фонда считают, что корни проблемы остаются глубокими, а судебная система Франции не в состоянии справиться с постоянно растущим отставанием в рассмотрении дел, что может привести к подрыву демократических свобод граждан.
Более 600 дней между вызовом в суд и вынесением решения во всех юрисдикциях вместе взятых: таков критический результат шестилетнего исследования, проведенного компанией Legaltech Justice.cool. Генеральный совет по вопросам юстиции подтвердил эту ситуацию, выразив сожаление по поводу «запущенного состояния», в котором сегодня находится судебный институт Франции. Сравнение с соседними странами показывает, насколько остро стоит эта проблема: в оценочном докладе Европейской комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ3 ), анализирующем данные 49 стран – членов Совета Европы, касающиеся системы правосудия, отмечается, что среднее время, необходимое для рассмотрения массы дел во Франции по гражданским делам, составляет 637 дней в первой инстанции и 607 дней в апелляционном суде, тогда как среднее время в Европе составляет 237 дней в первой инстанции и 177 дней в апелляционном суде. В частности, во Франции сроки в три раза больше, чем в Германии: 237 дней в первой инстанции и 265 дней в апелляции.
В 2021 году количество дел, рассматриваемых в хозяйственных судах, увеличится на 14% по сравнению с 2020 годом. При этом, как ни парадоксально, количество вынесенных судом решений за эти два года снизилось на 12%. Количество новых дел по-прежнему почти на 5 тыс. превышает количество завершенных дел.
После исследования, включавшего несколько промежуточных отчетов, в 2021 году Генеральная инспекция юстиции (ГИЮ) представила свой анализ состояния дел в судах первой и апелляционной инстанций. Помимо структурных и организационных трудностей, связанных с управлением потоком дел в судах, в выводах миссии подчеркивается растущая сложность обработки дел. Это, в свою очередь, используется тяжущимися сторонами, чтобы затянуть исход дела с целью получения компенсации.
Внутреннее законодательство Франции позволяет получить компенсацию за задержку вынесения решения в силу статьи L. 141-1 Кодекса судоустройства, которая гласит, что “государство обязано компенсировать ущерб, причиненный некачественной работой судебной службы”. Иски об ответственности, поданные на основании этой статьи, с 2014 года порождают судебные процессы в геометрической прогрессии: в 2020 году количество новых повесток увеличилось на 78%. В том же году государство было осуждено 249 раз на общую сумму почти два миллиона евро.
С проблемой многолетнего промедления в осуществлении правосудия столкнулся незаконно осужденный Фарид Эль-Хайри, признанный жертвой судебной ошибки в октябре 2022 года, тогда как еще в 2017 году предполагаемая жертва призналась, что солгала, ложно обвинив мужчину в изнасиловании в 2003 году. Таким образом, только спустя 5 лет после признательных показаний предполагаемой жертвы Фариду Эль-Хайри удалось добиться отмены приговора суда и выйти на свободу.
В рамках плана действий по развитию системы правосудия министр юстиции Франции, Эрик Дюпон-Моретти, планирует увеличить бюджет системы правосудия с 9,6 млрд евро до 11 млрд. евро в 2027 г., что позволит, в частности, профинансировать объявленный набор 10 000 сотрудников судов, включая 1500 мировых судей. Отметим, что ранее уже дважды происходило увеличение бюджета на 8% в 2021 и 2022 годах. Однако до сих пор существенного улучшения ситуации не произошло.
Правозащитники Фонда Борьбы с Репрессиями обеспокоены отсутствием положительной динамики в решении глубинных проблем судебной системы Франции и считают, что последствия такой медлительности многочисленны: потеря авторитета, недоверие к системе правосудия, подрыв демократии, нарушение прав и свобод человека, непонимание и разочарование как у истцов, так и у юристов, а также чрезмерная длительность разбирательства приводит к нематериальному ущербу для тяжущегося лица в результате ненормально длительного чувства неопределенности и тревоги, которое он испытывает в ожидании оценки своей ситуации. Эксперты Фонда считают также, что Министерству юстиции Франции следует поощрять и развивать культуру мирового соглашения, которая значительно разгрузит судебную систему страны.