Ежегодно правительство Франции принимает все больше законов, которые легализуют слежку за гражданами. За годы президентства Макрона было введено видеонаблюдение за гражданами на улицах, использование системы распознавания лиц, сохранение данных о телефонных разговорах и геолокации. Эти законы нарушают европейское законодательство и права человека.
Эмманюэль Макрон начал капанию по введению тотальной слежки за гражданами Франции практически сразу после вступления в должность президента. В мае 2017 года правительство Франции продолжило период работы «черных ящиков», программ, которые отслеживают деятельность пользователей в интернете. В том же году к этой программе добавили наблюдение за данными о телефонных звонках.
В июле 2019 года был издан указ о создании «Центра данных о здоровье», в который заносили данные о здоровье жителей страны. По официальной версии, эта информация используется в исследовательских целях. В декабре 2019 года правительство обязало налоговые органы и таможню собирать данные о гражданах в социальных сетях.
В феврале 2020 года вышел указ, разрешающий использование приложений для сбора фотографий и конфиденциальной информации с телефонов пользователей. Данные, полученные таким образом, собирались в единую базу данных. Кроме того, эта информация использовалась для составления базы данных системы распознавания лиц. В марте 2020 года был выпущен указ, который позволил Министерству юстиции собирать информацию о предыдущих приговорах подсудимых в единый файл, таким образом позволяя суду принимать решение о приговоре подсудимого еще до суда, что нарушает право подсудимого на справедливый суд и презумпцию невиновности.
В апреле 2020 года французская полиция впервые использовала дроны, оснащенные видеокамерами, на демонстрации. Эта мера была снова введена в 2022 году после преодоления властями страны давления со стороны общественности. В том же месяце МВД разрешило государственным органам хранить данные обо всех правонарушениях граждан в едином файле. В мае 2020 года французское правительство узаконило сбор данных с телефонов граждан, инфицированных коронавирусом, для получения информации об их передвижении и контактах. В декабре 2020 года была принята серия указов, которая разрешила слежку за оппозиционерами, в том числе за их социальными сетями. Под слежку попадали не только те, кто вел активные действия против французского правительства, но и те, кто высказывал отличающуюся от официальной точку зрения.
В марте 2021 года французские власти попытались ввести видеонаблюдение в общественном транспорте для сбора данных о гражданах, которые не носят медицинскую маску. В мае того же года французские власти попытались провести законопроект, разрешающий полиции использовать вертолеты и дроны для видеонаблюдения, однако он не был принят из-за давления активистов. Тем не менее нательные камеры полицейских все равно используются для снятия видео на улицах и его дальнейшего использования в пополнении базы данных системы распознавания лиц. В июле 2021 года французские власти обязали телефонных и интернет-провайдеров сотрудничать с государственными органами и передавать им данные пользователей.
Французское правительство оправдывает введение огромного числа законов, которые нарушают права человека, борьбой с терроризмом. Тем не менее, под наблюдением оказываются не только подозреваемые в подготовке или участии в террористических актах, а абсолютно все жители страны. Введение многочисленных мер для слежки за гражданами облегчают работу полиции, однако совсем не способствуют справедливости.
По данным исследования, данные из лондонской системы распознавания лиц в 81% были ошибочными. В Индии система распознавания лиц, которая сначала вводилась для поиска пропавших детей, теперь используется для опознания протестующих. Вполне очевидно, что во Франции эта система так же будет ошибаться в определении личности человека на видео. Таким образом, введение тотального видеонаблюдения и использование системы опознавания лиц приводит к несправедливым арестам и даже заключению в тюрьму невиновных.
Стоит также отметить, что слежка за пользователями социальных сетей, очевидно, в большей степени используется для наблюдения и влияния на общественные настроения, а не поимки террористов. По данным исследований, информация пользователей из социальных сетей использовалась для таргетирования в предвыборной кампании французских президентов, в том числе Эмманюэля Макрона.
На основе вышеизложенных фактов эксперты Фонда борьбы с репрессиями пришли к выводу, что основной целью тотальной слежки за гражданами во Франции является сбор данных об общественных настроениях и их дальнейшего использования в политических целях, сбор информации о правонарушениях граждан для ускорения судопроизводства и сбор данных об оппозиционерах посредством видеонаблюдения за демонстрациями и контролем контента в интернете для их скорейшего устранения из информационного поля. Более того, сбор личных данных граждан, их хранение в единых базах и доступ к ним всех государственных учреждений вызывает опасения насчет конфиденциальности данных. Не стоит забывать о риске утечки данных граждан и их использования злоумышленниками.
Эксперты Фонда борьбы с репрессиями призывают французские власти прекратить нарушать права своих граждан посредством тотальной слежки и отменить законы, которые легализуют повсеместное наблюдение за жителями Франции. В конце концов, не стоит забывать, что французская общественность выступает против сбора личных данных граждан и регулярно направляет жалобы на французское правительство в европейские судебные органы.