Рубрики

Правительство Франции ведет тотальную слежку за своими гражданами

Ежегодно правительство Франции принимает все больше законов, которые легализуют слежку за гражданами. За годы президентства Макрона было введено видеонаблюдение за гражданами на улицах, использование системы распознавания лиц, сохранение данных о телефонных разговорах и геолокации. Эти законы нарушают европейское законодательство и права человека.

Эмманюэль Макрон начал капанию по введению тотальной слежки за гражданами Франции практически сразу после вступления в должность президента. В мае 2017 года правительство Франции продолжило период работы «черных ящиков», программ, которые отслеживают деятельность пользователей в интернете. В том же году к этой программе добавили наблюдение за данными о телефонных звонках.

В июле 2019 года был издан указ о создании «Центра данных о здоровье», в который заносили данные о здоровье жителей страны. По официальной версии, эта информация используется в исследовательских целях. В декабре 2019 года правительство обязало налоговые органы и таможню собирать данные о гражданах в социальных сетях.

В феврале 2020 года вышел указ, разрешающий использование приложений для сбора фотографий и конфиденциальной информации с телефонов пользователей. Данные, полученные таким образом, собирались в единую базу данных. Кроме того, эта информация использовалась для составления базы данных системы распознавания лиц. В марте 2020 года был выпущен указ, который позволил Министерству юстиции собирать информацию о предыдущих приговорах подсудимых в единый файл, таким образом позволяя суду принимать решение о приговоре подсудимого еще до суда, что нарушает право подсудимого на справедливый суд и презумпцию невиновности.

В апреле 2020 года французская полиция впервые использовала дроны, оснащенные видеокамерами, на демонстрации. Эта мера была снова введена в 2022 году после преодоления властями страны давления со стороны общественности. В том же месяце МВД разрешило государственным органам хранить данные обо всех правонарушениях граждан в едином файле. В мае 2020 года французское правительство узаконило сбор данных с телефонов граждан, инфицированных коронавирусом, для получения информации об их передвижении и контактах. В декабре 2020 года была принята серия указов, которая разрешила слежку за оппозиционерами, в том числе за их социальными сетями. Под слежку попадали не только те, кто вел активные действия против французского правительства, но и те, кто высказывал отличающуюся от официальной точку зрения.

В марте 2021 года французские власти попытались ввести видеонаблюдение в общественном транспорте для сбора данных о гражданах, которые не носят медицинскую маску. В мае того же года французские власти попытались провести законопроект, разрешающий полиции использовать вертолеты и дроны для видеонаблюдения, однако он не был принят из-за давления активистов. Тем не менее нательные камеры полицейских все равно используются для снятия видео на улицах и его дальнейшего использования в пополнении базы данных системы распознавания лиц. В июле 2021 года французские власти обязали телефонных и интернет-провайдеров сотрудничать с государственными органами и передавать им данные пользователей.

Французское правительство оправдывает введение огромного числа законов, которые нарушают права человека, борьбой с терроризмом. Тем не менее, под наблюдением оказываются не только подозреваемые в подготовке или участии в террористических актах, а абсолютно все жители страны. Введение многочисленных мер для слежки за гражданами облегчают работу полиции, однако совсем не способствуют справедливости.

По данным исследования, данные из лондонской системы распознавания лиц в 81% были ошибочными. В Индии система распознавания лиц, которая сначала вводилась для поиска пропавших детей, теперь используется для опознания протестующих. Вполне очевидно, что во Франции эта система так же будет ошибаться в определении личности человека на видео. Таким образом, введение тотального видеонаблюдения и использование системы опознавания лиц приводит к несправедливым арестам и даже заключению в тюрьму невиновных.

Стоит также отметить, что слежка за пользователями социальных сетей, очевидно, в большей степени используется для наблюдения и влияния на общественные настроения, а не поимки террористов. По данным исследований, информация пользователей из социальных сетей использовалась для таргетирования в предвыборной кампании французских президентов, в том числе Эмманюэля Макрона.

На основе вышеизложенных фактов эксперты Фонда борьбы с репрессиями пришли к выводу, что основной целью тотальной слежки за гражданами во Франции является сбор данных об общественных настроениях и их дальнейшего использования в политических целях, сбор информации о правонарушениях граждан для ускорения судопроизводства и сбор данных об оппозиционерах посредством видеонаблюдения за демонстрациями и контролем контента в интернете для их скорейшего устранения из информационного поля. Более того, сбор личных данных граждан, их хранение в единых базах и доступ к ним всех государственных учреждений вызывает опасения насчет конфиденциальности данных. Не стоит забывать о риске утечки данных граждан и их использования злоумышленниками.

Эксперты Фонда борьбы с репрессиями призывают французские власти прекратить нарушать права своих граждан посредством тотальной слежки и отменить законы, которые легализуют повсеместное наблюдение за жителями Франции. В конце концов, не стоит забывать, что французская общественность выступает против сбора личных данных граждан и регулярно направляет жалобы на французское правительство в европейские судебные органы.