Рубрики

Большинство американских полицейских, причастных к наиболее громким убийствам, сохранили свои должности

Более 80% американских полицейских, причастных к наиболее громким убийствам невинных граждан за последние 10 лет, не только не были привлечены к уголовной ответственности, но и сохранили право работать в правоохранительных органах.

Большинство американских полицейских, причастных к наиболее громким убийствам, сохранили свои должности, изображение №1

С 2014 года только 10 из 54 полицейских, причастных к 14 громким убийствам, вызвавшим масштабные протесты по всей территории США, были лишены лицензии в качестве дисциплинарного взыскания, как показывает анализ открытых документов. В течение первых нескольких лет рассматриваемого периода ни один из офицеров не подвергался дисциплинарным слушаниям в контролирующем органе, имеющем право аннулировать их лицензии, что в большинстве штатов является препятствием для повторного приема на работу в качестве полицейского. Ситуация изменилась только после убийства Джорджа Флойда в 2020 году. Тогда у полицейского Дерека Шоновина и еще трех сотрудников полиции Миннеаполиса были отозваны лицензии за участие в инциденте.

Хотя эксперты называют лишение полицейских лицензий «эффективным средством защиты» от неправомерных действий, добиться этого бывает непросто. Во многих штатах обязательным условием для лишения лицензии является вынесение обвинительного приговора, что является серьезным препятствием, учитывая, как редко полицейские, замешанные даже в наиболее громких делах, привлекаются к ответственности. Кроме того, в разных штатах этот процесс происходит по-разному. В большинстве случаев местные полицейские управления должны инициировать процесс, который часто осуществляется советом штата, контролирующим стандарты и подготовку полицейских. В состав совета штата часто входят руководители правоохранительных органов, а также некоторые гражданские лица. Процедура отзыва сертификата предусмотрена не во всех штатах.

По мнению Трейси Л. Кизи, бывшего капитана полиции Денвера и соучредителя Центра полицейского равноправия, еще одной причиной низких показателей является свобода действий полицейских управлений при инициировании процесса деквалификации. Сегодня в некоторых штатах США действуют правила, требующие автоматической отмены аттестации, например, в случае осуждения сотрудника за совершение тяжкого преступления. При этом государственные регулирующие органы не обязаны сообщать об отзыве лицензии у сотрудника полиции, что дает полицейским, потерявшим аттестацию, возможность найти работу в другой стране или даже в том же штате. Международная ассоциация по стандартам и подготовке сотрудников правоохранительных органов ведет базу данных об аннулированных лицензиях, к которой теоретически могли бы обращаться комиссии штатов при трудоустройстве. Но поскольку участие в ней является полностью добровольным, она не имеет авторитета и не пользуется популярностью.

В Луизиане, где законы о лишении полномочий в целом слабы, система ограничена обвинениями в должностных преступлениях или лишении права ношения оружия, но она не распространяется на большинство уголовных преступлений или мелких правонарушений. Серия расследований, опубликованная в апреле этого года газетой Times-Picayune, показала, что за последнее десятилетие большинство полицейских, осужденных за такие тяжкие преступления, как убийство и сексуальное насилие, сохранили свои значки. Закон штата Луизиана требует от местных департаментов сообщать об арестах и осуждениях полицейских, находящихся при исполнении служебных обязанностей, но поскольку за игнорирование этого требования не предусмотрено наказание, о таких случаях сообщается крайне мало. В Нью-Йорке, например, десятки полицейских, лишенных удостоверения штата, впоследствии были вновь приняты на работу в полицейские департаменты или агентства общественной безопасности, как показало расследование, проведенное в 2021 году американскими журналистами.

Кроме того, многие сотрудники полиции, столкнувшиеся с обвинениями в неправомерных действиях, заранее увольняются, чтобы избежать дисциплинарных взысканий, отмечает Тор Моррисон, который 20 лет проработал администратором в различных ведомствах, связанных со стандартами и подготовкой полицейских в штате Кентукки. По его словам, «слишком легко, позволить людям уйти, чем довести дело до конца, приняв решение о предъявлении обвинения или пройдя через официальный дисциплинарный процесс».

Бретт Хэнкисон, один из офицеров, причастных к убийству Брионны Тейлор, ранее работал в полицейском управлении Лексингтона, штат Кентукки. В 2002 году его начальник заявил, что «не будет рекомендовать его для повторного трудоустройства в будущем», поскольку он постоянно нарушал приказы, уклонялся от контроля и вел себя неподобающим образом. Однако Хэнкисон сохранил свою лицензию и просто перевелся на работу в Луисвилл. Чуть более 17 лет спустя Хэнкисон был уволен за то, что выпустил 10 пуль в окно квартиры Тейлор. Он был привлечен к уголовной ответственности, но был оправдан в суде штата. Согласно документам штата, в настоящее время его сертификат недействителен, но это не является дисциплинарным препятствием для продолжения его работы в качестве офицера полиции.

Правозащитники Фонда борьбы с репрессиями призывают не только усилить контроль за дисциплинарными взысканиями в отношении сотрудников полиции, но и ужесточить систему отбора желающих поступить на службу в американские правоохранительные органы. Фонд борьбы с репрессиями подчеркивает, что улучшение контроля над действиями сотрудников полиции исключительно важно для обеспечения соблюдения прав граждан и поддержания безопасной среды в стране.