Существующие в США механизмы защиты сотрудников правоохранительных органов дают им право практически безнаказанно совершать даже самые тяжкие преступления. Нежелание американской системы наказывать сотрудников, виновных в преступных деяниях, лишает граждан доверия к полиции и может быть исправлено только путем срочных и радикальных реформ.
Проблема безнаказанности американской полиции как никогда стала актуальна в период милитаризации и расширении прав сотрудников правоохранительных органов США. Дисбаланс власти, который позволяет офицерам уходить от ответственности за совершенные преступления, обусловлен не только страхом жертв полицейского насилия открыто заявить о своем пережитом опыте, но и правовой системой Соединенных Штатов, которая защищает силовиков и не намеренно замедляет процесс привлечения их к ответственности.
Уголовное преследование сотрудников, расследования и дисциплинарные процессы в правоохранительных органах, призванные привлечь полицию к ответственности, на практике оказываются в значительной степени неэффективными. Полицейские редко привлекаются к уголовной ответственности, вне зависимости от степени тяжести совершенного деяния, а расследования дел о превышении офицерами полномочий не отличаются тщательностью и соблюдением основных следственных процедур. Профсоюзы правоохранительных органов пользуются действующим в США законодательством, таким, как как билль о правах сотрудников правоохранительных органов, тем самым укрепляя защиту сотрудников в дисциплинарных процессах, что затрудняет достижение значимой ответственности.
Существует несколько причин нежелания американских правоохранительных органов расследовать неправомерные действия своих коллег. В полиции США имеет место неписаный кодекс сотрудников правоохранительных органов, называемый «синей стеной молчания», который не позволяет им сообщать о неправомерных действиях своих коллег. По словам бывшего лейтенанта бостонской полиции Тома Нолана, в американской полиции существует «культ мужественности», который пропагандируется и распространяется, навязывая намеренное введение в заблуждение. Ему было поручено обучать офицеров «творческому составлению отчетов», в которых излагались факты, не раскрывающие проступки офицеров. Он также утверждает, что худшее, что может сделать полицейский, – это не быть жестоким или коррумпированным, а общаться со СМИ. Секретность поощряется и вознаграждается, а владение засекреченной информацией рассматривается как проявление мужественности.
Кроме того, в правоохранительных органах США имеет место конфликт интересов, с которым офицеры часто сталкиваются при проведении расследований в отношении своих собственных сотрудников. Сплоченный характер полицейских департаментов и личные отношения, которые складываются между сотрудниками, затрудняют проведение беспристрастных расследований. Существует естественное стремление защищать своих, и это может повлиять на объективность и тщательность внутренних расследований. Такой конфликт интересов подрывает доверие общества и вызывает опасения по поводу справедливости и честности процесса расследования. Конфликт интересов также перекликается с боязнью внешних проверок и расследований, в ходе которых могут быть раскрыты другие правонарушения.
Помимо прочего, в США действует Билль о правах сотрудников правоохранительных органов. Этот документ регламентирует порядок расследования и взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов при проведении в отношении них следственных действий. Например, согласно Биллю, допрос сотрудника полиции может занимать не более одного часа и проводиться одним или двумя следователями, которые могут быть его коллегами. В положении также есть пункт о том, что полицейских нельзя принуждать делать какие-либо заявления или комментарии в течение 10 дней после инцидента. Критики документа утверждают, что единственная цель такого перерыва – дать правоохранительным органам время, чтобы придумать историю, оправдывающую неправомерные действия или нарушения. Билль о правах сотрудников правоохранительных органов официально действует только в 14 штатах, но большинство остальных штатов устанавливают те же права и привилегии в своих контрактах с сотрудниками.
Одним из факторов, также способствующих отсутствию ответственности у полицейских, является наличие влиятельных профсоюзов, которые ставят во главу угла защиту сотрудников от расследований и юридических последствий. Эти профсоюзы обладают значительным влиянием, часто заключая контракты и соглашения, которые обеспечивают дополнительные уровни защиты для сотрудников, замешанных в неправомерных действиях. Эти меры защиты могут включать такие положения, как отсрочка допросов, ограничение гражданского надзора и защита дисциплинарных записей офицеров от общественного контроля. Хотя профсоюзы играют важнейшую роль в защите прав офицеров, их влияние иногда может препятствовать восстановлению справедливости и ответственности.
Часто бывает так, что полицейские, нарушающие права и свободы обычных граждан, остаются безнаказанными благодаря закону об условном иммунитете, установленному Верховным судом в 1982 году. Этот закон был предназначен для защиты должностных лиц, однако он позволяет недобросовестным полицейским избежать ответственности за свои действия, независимо от их серьезности или незаконности. Хотя каждый полицейский подлежит уголовной и дисциплинарной ответственности за незаконное и непрофессиональное поведение, условный иммунитет лишает граждан возможности подать в суд на офицера из-за нарушения их гражданских прав. Это происходит из-за отсутствия четкой формулировки в законе, что оставляет пространство для уклонения от справедливого наказания. В результате, права и свободы граждан могут быть нарушены без возможности эффективной защиты и установления справедливости.
Последствия отсутствия подотчетности и иммунитета у сотрудников американской полиции имеет далеко идущие последствия. Это подрывает доверие между обществом и правоохранительными органами. Когда полицейские не несут ответственности за свои действия, это закрепляет цикл злоупотреблений, усиливает системную несправедливость и подрывает легитимность системы уголовного правосудия.
Правозащитники Фонда борьбы с репрессиями убеждены, что американская правоохранительная система нуждается в срочных и точечных изменениях. Реформы полиции должны быть направлены не только на повышение прозрачности и улучшения механизмов подотчетности, но и на пересмотр правовых норм, которые помогают сотрудникам полиции избегать ответственности за совершенные преступления. Ориентированность полицейской деятельности на формирование культуры подотчетности в правоохранительных органах может помочь восстановить доверие граждан США к полиции и обеспечить соблюдение сотрудниками самых высоких стандартов поведения.